Выставки
За дымом и грохотом войны
За дымом и грохотом войны
Аннотация
«Война дело жестокое, но не надо воспевать ожесточившиеся характеры. Все-таки писать надо о добром, о хорошем, благородном и красивом в человеческой душе < … > и показывать, как добро в человеке, даже на войне, накапливается постепенно, так же постепенно, как и сама литература оказывает влияние на формирование в нас коренных представлений о добре и зле, о цели жизни, о любви к родине». К.Паустовский. Выставка «За дымом и грохотом войны» посвящена жизни и творчеству К.Г.Паустовского в годы Великой Отечественной войны. 29 июня 1941 года К. Г. Паустовский выехал из Москвы на Южный фронт в качестве военного корреспондента Телеграфного агентства Советского Союза (ТАСС). Около двух месяцев писатель пробыл на фронте. Так же, как и другие корреспонденты, Константин Паустовский выезжал на передовую, беседовал с бойцами. Он писал о военных операциях, о героизме солдат и командиров. Случалось попадать и под ожесточенные артобстрелы и бомбежки. В первой половине июля Паустовский работал в Тирасполе, в газете «Защитник Родины», затем в Одессе – в газете «Во славу Родины». Пересылал материалы в ТАСС. Его очерки, статьи, короткие зарисовки с передовой, рассказы печатались в центральных газетах: «Известия», «Красная звезда», «Комсомольская правда», «Большевистское знамя» и др. а также в журналах: «Огонек», «Смена» и др.На фронте написал более десятка статей и очерков, посвященных героям войны и военным будням («Мы победим», «Ночь в подбитом танке», «Простое дело», «Сердце полка» и др.). Вернулся с фронта 8 августа 1941 года. Во время Великой Отечественной войны писатель Паустовский оставался верен себе: большинство художественных произведений, созданных им в эти суровые годы, «за дымом и грохотом войны», были вовсе не о войне, а о том, как прекрасен мир без войны. Война для Константина Паустовского – это противоречащее самой человеческой природе явление, калечащее человеческие души, несущее смерть и разрушения. Осудив войну как человек и художник в очерках и рассказах, написанных в начале войны, Паустовский в последующие военные годы в своих лирических рассказах и новеллах писал не о сражениях и смерти в бою, а о любви и жизни. Писатель стремился внести в жизнь людей немного радости, напомнить о минутах просвета и передышки, о родных и близких, о клочке неба над окопом, о кратком затишье… С 1941 по 1945 годы Константин Георгиевич Паустовский создал около сотни произведений разных жанров: фронтовые очерки («Простое дело», «Ночь в подбитом танке», «Любимый маршал», «Боец Садыков» и др.), более полусотни рассказов («Белые кролики», «Рассказ о лимоне», «Хранительница», «Фенино счастье» и др.), новеллы («Дождливый рассвет», «Снег»), роман «Дым отечества». В последние годы войны К.Паустовский работал над первой частью автобиографической книги «Повесть о жизни» - «Далекие годы». Повесть была впервые опубликована в 1945 году в журнале «Новый мир». Его произведения этого времени посвящены не только военной тематике. Они рассказывают о стремлении к счастью, о любви к Родине и близким людям, о подвигах, которые в это время совершал каждый человек нашей страны во имя Победы. «Утро Победы» - статья К.Паустовского, прочитанная по радио 2 мая 1945 года. В годы Великой Отечественной войны К.Паустовский очень тесно сотрудничает с театрами. За годы войны им было создано около 20 пьес на военную тематику («Кружевница Настя», «Знакомый голос», «Томик Пушкина», «Белые кролики» и др.). Его пьесы публиковались в сборниках пьес для художественной самодеятельности и фронтовых сборниках («На фронте и в тылу», «Тыл фронту», «Во имя Родины»). Широко ставились на сценах известнейших театров страны. Драматургия К.Паустовского в этот период тесно связана с событиями Великой Отечественной войны. Он пишет о значимых сражениях и блокаде городов. Но упор делает не на событийный план и описание боев. В поле зрения автора оказывается жизнь простых людей в непростых жизненных ситуациях. К.Паустовский показывает жизнь городов и их жителей на фоне происходящих боевых действий. Писатель концентрируется на духовной жизни людей, на душевных проявлениях, на чувствах. Во всех пьесах одной из главных и наиболее проработанных линий становится линия любви. Писатель стремился показать неостановимость жизни, невозможность убить души людей и их чувства. Героями его пьес становятся простые люди, но неизменно наделенные выдающимися способностями (в пьесе «Пока не остановится сердце» - это актриса Анна Мартынова, в «Кружевнице Насте» - кружевница Настя, в «Держимся, адмирал Нахимов»- пловчиха Маруся Черненко, в «Счастье» - героиня владеет навыками гребли). К.Паустовский показывает необыкновенность русского народа, наделенного необыкновенными талантами. И именно этот творческий потенциал народа является одной из составляющих будущей победы. Писатель верит в нее как в непременный и неизбежный исход Отечественной войны. Его пьесы наполнены патриотизмом, любовью к русскому народу, верой в его силы. Его герои прежде всего мужественные люди. Даже маленькая двенадцатилетняя девочка, с точки зрения, писателя достойна награды за маленькое мужественное сердце. По мнению писателя, эта война наиболее ярко выявила сильный, непобедимый дух народа. Все пьесы говорят о будущем, «прекрасном будущем, которое настанет после войны». Один из выпускников Литературного института имени А. М. Горького, где Константин Георгиевич долгие годы вёл семинар прозы, А. Медников в своей статье «Уроки мастерства» вспоминал о том, как Паустовский «отстаивал права романтики в литературе тех суровых лет» и «подчёркнуто серьёзно, как о чём-то очень важном для себя» говорил о том, как, по его мнению, надо писать о войне. На выставке представлены материалы, посвященные судьбам учеников К.Г.Паустовского: Ю.Бондарева, О.Кожуховой, В.Тендрякова, М.Коршунова, Б.Балтера, Г.Бакланова и др.